Подробно о маслах
ФУНКЦИИ МАСЛА

- перенос мощности
- защита от износа
- охлаждение
- уплотнение
- защита от коррозии
- нейтрализации вредных продуктов

1. Моторное масло должно обладать стабильной вязкостью во всем диапазоне рабочих температур окружающего воздуха (например, 5w40 - диапазон от -ЗОС до +350?C). Тем самым обеспечивается наличие масляной пленки на деталях двигателя и при запуске при низких температурах, и при движении в жару, когда масло стремиться перейти в газообразную фазу.
2. Обеспечить теплоотвод с поверхности деталей трения. Масло должно быть достаточно жидким, чтобы быстро отводить тепло с локальных нагревов. Это означает устойчивость к окислению, так как от высоких температур масло густеет.
3. Поддерживать чистоту двигателя, Это обеспечивается за счет качества и количества моюще-диспергирующих присадок, которые поддерживают в виде взвеси загрязнения и продукты износа и не дают им оседать на нагретые поверхности двигателя. Так же эти присадки обеспечивают защиту от низкотемпературных загрязнений.
4. Защита от коррозии. Обеспечивается специальными присадками, входящими в состав моторного масла.
5. Обеспечивать устойчивость масляной пленки при критических нагрузках. Обычно обеспечивается наличием специальных антифрикционных противоизносных присадок.

Все эти качества моторных масле отражены в специальных требованиях к моторным маслам:
АРI (Американский институт нефти)
SAE (Общество американских инженеров)
АСЕА (Ассоциация Европейских автопроизводителей)
Как работает моторное масло?
Уменьшение внутреннего трения двигателя за счет масляного клина

Правильно подобранное моторное масло:
1. Уменьшает износ.
2. Облегчает скольжение

БОРЬБА С ЗАГРЯЗНЕНИЕМ ДВИГАТЕЛЯ

Сгорание топливной смеси вызывают:
• отложения углерода
• образование смол и лаков
Результат отложений:
• загрязнение и потеря подвижности поршневых колец
• потеря компрессии
• увеличенный расход масла (сгорание в двигателе)
• образование отложений в маслопроводных каналах
• недостаточная смазка.
Защита:
• детергенты - очищают двигатель
• диспергирующие агенты - поддерживают в состоянии суспензии.

БОРЬБА С ТЕРМИЧЕСКИМ ОКИСЛЕНИЕМ МАСЛА
• сгорание топлива - химическая реакция с образованием: СО-СО + О[2]
N - NO[х]
НС
Н[2] - Н[2]О - Н[2]SО[4] - серная кислота
Окись свинца
Окись серы
Разбавление - топливо-вода
Результаты:
• окисление масла
• изменение вязкости и индекса вязкости
• образование отложений и коррозии
Средства защиты моторного масла:
• ингибиторы окисления
• ингибиторы коррозии.

ТИПЫ МОТОРНЫХ МАСЕЛ

Моторные масла состоят из масляной основы и пакета присадок, придающих маслу требуемые свойства. Основы масла бывают минеральные и синтетические.
Комбинация минеральных и синтетических основ, при условии не менее 25 % синтетического базового масла, называется полусинтетической базой.
Важнейшее качество базового масла - индекс вязкости, то есть способность масла сохранять стабильную вязкость в определенном диапазоне рабочих температур. Чем выше индекс вязкости, тем шире диапазон рабочих температур.

Типичный индекс вязкости различных базовых масел:
• минеральные основы: 60-100
• улучшенные, гидрокрекинговые минеральные основы: 140-160
• синтетические основы на базе РАO (альфаолефины): 140

Чтобы придать минеральному маслу стабильную вязкость, были придуманы специальные полимерные присадки - загустители. Поэтому такие масла называются загущенные или всесезонные (например, 10wЗ0, 15w40 и т.д.). Всесезонные масла одинаково эффективны и в летнее, и в зимнее время. Поэтому масла разных производителей однотипных классов вязкости по классификации SАЕ и одинакового качества по классификации АРI и АСЕА, могут иметь различное реальное качество!

Почему так происходит?
Качество моторных масел напрямую зависит от качества исходного материала, то есть от присадок можно значительно повысить эксплуатационные свойства моторных масел, даже изготовленных из не самых лучших базовых масел. Но! При длительной эксплуатации и особенно при высоких нагрузках присадки разрушаются и конечное качество моторное масла, проработавшего в двигателе 50 % и более положенного срока, определяется качеством БАЗОВОГО МАСЛА!!!
Это и объясняет тот факт, что порой два моторных масла одного типа и качества (например, 10w40 АРI SJ/CF) работают в итоге совершенно по-разному. Например, при использовании обычной минеральной базы, масло 10w40 уже через две недели работы в мороз теряет до 30 % начальной вязкости и мотор плохо заводится, тогда как такое же 10w40, изготовленное на базе высококачественного гидрокрекингового сырья, работает тот же срок без видимых изменений. И это при том, что сразу после заправки - разницы в работе не было почти никакой!

Условные эксплутационные характеристики (по возрастанию качества), в %, (минеральное базовое масло принято за 100 %) :
Минеральное, обычного качества 100 %
Гидрокрекинговое, улучшенное минеральное 200 %
Синтетическое, РАО 300 %
Синтетическое, эстеровое 500 %

Производство масел развернуто на специальных смешивающих заводах, так называемых заводах по компаундированию масел. Производство пакетов присадок и разработка новых сортов масел, как самое дорогостоящее и трудоемкое, размещено всего в 5 компаниях-монополистах: Lubrizol (крупнейший, США), Ethyl (США), Exxon (Рагаmins), Chevron, Shell Additive.
Производство минеральных базовых масел сосредоточено в нефтедобывающих компаниях. Производством же синтетических основ (ПАО и эстеров) заняты химические гиганты, не связанные с нефтедобычей. Вот истинная причина, почему все известные нефтяные компании заняты производством в первую очередь минеральных масел или так называемых "заменителей" синтетики. Это связано с программой наибольшей ликвидности добываемого минерального сырья. Поэтому независимые от нефтедобычи компании могут производить полную линейку самых современных моторных масел из наилучших компонентов.

КАК ПРАВИЛЬНО ВЫБРАТЬ МОТОРНОЕ МАСЛО?

Обычно тип и качество моторного масла определяется производителем автомобиля и указывается в сервисной книжке на автомобиль.
В большинстве случаев - это минимально допустимый допуск по системе АРI или АСЕА, а так же рекомендуемая вязкость масла, в зависимости от сезона по стандарту SAEj-З00
Необходимо помнить, что некоторые автомобили имеют особую конструкцию двигателя, требующую особой вязкости масла.
Например, многие японские автомобили рассчитаны на вязкость 10w30 и 5w30 или FORD с 1997 года для всех моделей рекомендует только стандарт АСЕА А1 (низковязкие масла 5w30 и10w30).

Характерный пример - двигатели грузовых автомобилей.
Многие автопроизводители требуют придерживаться их стандартов, например: МВ.228.1, МВ.228.3, МВ.228.5 - специальные допуски на масла для грузовых автомобилей Мерседес-Бенц с удлиненным интервалом замены (до 30 тыс.км, до 45 тыс.км и до 90 тыс.км соответственно). Поэтому выбор масла для грузового автомобиля должен базироваться в первую очередь на требовании сервисной книги и на предполагаемом сроке замены масла.


КОГДА МЕНЯТЬ МАСЛО?

Применение синтетических или качественных полусинтетических масел не изменяет требование соблюдать сроки замены моторных масел. Синтетические масла снижают износ и увеличивают ресурс, но не продлевают сроки замены масла.

Необходимо помнить важнейшие условия, влияющие на срок замены масла:
1. Рекомендации производителя
2. Возраст автомобиля
3. Реальный пробег (моточасы) и техническое состояние автомобиля
4. Условия движения: трасса, город, старт-стоп, тяжёлые условия

Например: Мercedes C -класса имеет пробег 190000 км. Паспортный интервал замены масла: 10000 км - трасса, 5000 км - город. Двигатель имеет повышенный расход масла на угар. При использовании современных синтетических и полусинтетических масел пробег до замены масла у данной машины не увеличится, так как угар масла с повышенным содержанием присадок увеличит отложения в камере сгорания (нагар). С учетом износа двигателя требуется уменьшить интервал замены масла на 20% от паспортного: 8000 км - трасса, 4000 км - город. Кроме того, если позволяют погодные условия, желательно перейти на более вязкие масла (15w50 или 10wб0).

Угар масла.

Очевидно, что современное всесезонное моторное масло, основанное на базовом масле и комплексе присадок - сложнейший продукт и действие на него различных факторов эксплуатации (езда в горах или с прицепом, скоростная езда или рваное движение в городе, плохое топливо) оказывают колоссальное влияние.

Влияние условий эксплуатации:

От скорости движения - чем скорость выше, тем потребление масла больше, например:
При 80кмч трасса – 0,2л на 1000км
При130кмч – 1.0л на 1000км
Температура масла в картере при этих условиях движения:
90кмч – 110°С
140кмч – 140°С

Все эти факторы вызывают так называемый угар масла.

Угар масла - явление, заранее предусмотренное конструкцией любого двигателя. Нормы угара масла существуют на любой автомобиль и отражены в техническом руководстве по эксплуатации автомобиля.
Влияние доливок масла на его работоспособность
Как правило, доливкой масла повышаются эксплуатационные свойства уже залитого состаренного масла, т.е. доливка «восстанавливает», обновляет залитое масло.
Ведь средняя температура вспышки свежего масла 200-225°С. После 30-50 % времени использования, в процессе эксплуатации, из-за разбавления топливом температура вспышки падает, вплоть до 170°С
При сгорании 100 % минерального масла преобразуется в золу, а полностью синтетическое масло - лишь на 20 %!

Пример сроков замены масла в двигателях тяжелых грузовиков по нормативам MERCEDES-BENZ

Допуск MB228.3
Трасса – 45000км
Город - 30000
Тяжёлый режим -10000
Допуск MB228.1
Трасса - 30000
Город -20000
Тяжёлый режим -10000
Допуск MB227.0/227.1/227.5
Трасса - 15000
Город -10000
Тяжёлый режим -5000

К сожалению, далеко не все производители видят необходимым доводить до сведения рядовых автомобилистов информацию относительно предельно допустимого уровня потребления масла.
Заводские рекомендации на угар, например:
BMW - 0,07 л/100 км
Mercedes-Benz дв.серии 102 - 0,1 л/100 км,
Volvo модель 850 - 0,04 л/100 км,
Ford дизель объемом 2,5 л - 0,05 л/100 км,
Mitsubishi модель Pajero - 0,1 л/100 км.
ВАЗ и ГАЗ - в литрах на каждые 100 л общего расхода топлива: ВАЗ - 0,6 л, ГАЗ - 1,7 л.
Средний расход моторного масла на угар в исправном двигателе не должен превышать 0,6-0,8 % от израсходованного за этот же период топлива. Поскольку расход топлива на 100 км пробега можно найти в технической характеристике любой модели, то несложным подсчетом нетрудно убедиться, что проценты, выведенные опытом эксплуатации, чаще всего согласуются с заводскими рекомендациями. Но, кстати, это означает, что при оговоренном инструкциями интервале между заменами в 10-15 тыс. км, масло в некоторые, вполне еще исправные двигатели придется все же подливать. Более того, судя по указанным цифрам, эти двигатели, формально оставаясь исправными, могут во время межсервисного периода требовать долива целой канистры масла!


Ccылки на другие страницы
Познакомься с народом
классификации


 
Hosted by uCoz